Выставляю на ваш суд модель
японского бульдозера Коmatsu G40 от фирмы «TAMIYA» № 32565 в масштабе 1/48.
«Отдых есть смена деятельности…» -говорил
академик Павлов, заканчивая резать собачек и начиная резать обезьян…
В словах старенького корифея
всё-таки есть зерно истины. Иногда нужно отвлечься от того, что ты всегда
делаешь и замутить то, чего никогда не пробовал. Если не считать огромной
пожарной машины от Ревелла, сделанной сто лет тому назад, то с подобной специализированной
техникой мне встречаться как-то не
доводилось, а тут подвернулся хоть и маленький, но бульдозер. Справедливости
ради надо сказать, что Тамия дала его в окраске для инженерных частей
императорского военно-морского флота, что автоматически ставит бульдозер в
разряд военной техники и таким образом сугубо мирная машина попадает в когорту БТТ.
По копийности бульдозера вопросов
не возникает -реальный образец с интересной историей стоит в техническом центре
Коматсу, в родном городе Тамии –Шисуоке и поэтому облазить и обмерить его специалистам
модельной фирмы не составляло никакого труда.
Фирма Коматсу с 1921 года
специализировалась на производстве сельскохозяйственной техники и выпустила в
1931 году первый гусеничный трактор. Началась война и как обычно бывает в
генштабах, совершенно случайно оказалось, что для строительства укреплений,
аэродромов и портов срочно нужны бульдозеры. Однако, несмотря на некоторый опыт
в области гидравлики, никаких знаний для производства гидравлических приводов
сотрудники не имели. Для набирания ума, как в шпионском сериале, специалисты
фирмы были отправлены за границу. Уж не
знаю, как гримировали японских конструкторов и технологов, чтобы во время войны
они учились гидравлике в странах-противниках, но факт остаётся фактом: в 1943
году была сделана машина для выравнивания грунта Komatsu Model-1, в дальнейшем
получившая название G40.
Характеристики его по тем меркам были невысоки -объем двигателя 7,58 л, мощность 37 кВт при
900 об. /мин, запуск двигателя вручную, от заводной рукоятки. Однако он был
прост в обслуживании, надёжен и это
стало решающими факторами. Бульдозер имел рабочий вес 5500 кг, 3760 мм в длину, ширину 1800 мм и высоту 1850 мм.
Всего было выпущено 148 машин на головном заводе Awazu Komatsu. Конечно,
можно было сделать бульдозеров и
побольше, но бомбардировки американцев сделали своё чёрное дело и поэтому
послевоенное производство бульдозеров было возобновлено с модели G50 только в 1947 году.
История бульдозера стоящего в Шисуоке весьма интересна. После сборки он
был доставлен на острова в южной части тихого океана, затем на Филиппины, где
сначала строил, а затем ремонтировал аэродромы для морской авиации. Потом
бульдозер был эвакуирован в метрополию,
но до места назначения не добрался, поскольку судно было потоплено
американцами. После войны судно было найдено, груз поднят и G40 продан в Австралию где работал на
ферме. Эта машина сменила множество хозяев, пока случайно его не увидел и не
купил в 1978 году директор техцентра в Шисуоке. Ныне бульдозер стоит напротив
главного входа в офис фирмы Коматсу.
Есть несколько загадок связанных с этой моделью.
Первую -почему гидравлические шланги на реальном образце чёрные, а Тамия даёт
на модели окраску их в коричневато-красном цвете разгадать несложно- во время войны для этих
целей применялся натуральный латекс, армированный тканью и стальной витой
проволокой, а при реставрации были применены нынешние шланги из синтетической
резины, намного более прочные, но имеющие другой цвет . Вторую -почему везде
пишется , в том числе и на коробке, KOMATSU, а на лицевой панели бульдозера ясно видно слово KOMATU прояснил начальник отдела сбыта этой компании в России (чего не сделает моделист ради любопытства и во имя установления истины), но это уже другая история.
Модель сделана прекрасно, собирается на «ура» и
приносит массу положительных эмоций. Сборка её несложна и поэтому её можно
рекомендовать новичкам. Бульдозер является прекрасным дополнением при
изготовлении диорамы с авиацией в масштабе 1/48. Судя по политике Тамиевского
ресайза, скоро нужно будет ожидать появление G40 в масштабе 1/35. Появится -обязательно возьму.
Поскольку один голый бульдозер выглядит как-то
сиротливо, пришлось сделать под него небольшое основание-рамка для фотографий,
основание- пенопласт, низовая трава- молотые приправы, трава- крашеная щетина,
деревья- ветки кустарника.
Для любителей покопаться в истории: даю точную дату этого сюжета-7 Июля 1943 года, пос. Мунда, остров Новая Георгия архипелага Соломоновых островов.
Шестого
Июля японцы ночной контратакой выбили со своих позиций войска 43
пехотной дивизии США и в течении 22 дней удерживали их, естественно,
оборудуя позиции в инженерном отношении.
Окраска производилась тамиевскими
акрилами, тонировка - акрилами от «Звезды» и художественными красками.
Замечания, пожелания и критику приму с благодарностью.